Прорыв, застой, неопределенность и прозрение: история китайской марки Lifan

История марки

Китайская марка Lifan неплохо знакома украинским автолюбителям, поскольку ее автомобили уже долгое время бороздят отечественные дороги. Однако мало кто знает, какой путь она на своем пути, и почему некоторые ее модели в одно время были популярны у наших таксистов, хотя сейчас автомобили этой марки практически не видать на украинских дорогах.

Известная во многих странах мира компания Lifan (переводится с китайского как «большой парус») была основана в китайском городе Чунцин политическим диссидентом Инь Миншанем в 1992 году, и тогда она носила название Chongqing Hongda Auto Fittings Research Centre. В первые годы ничего не говорило о том, что она разрастется и будет производить сотни тысяч автомобилей в год: фирма состояла из десятка человек, которые занимались ремонтом мопедов и мотоциклов, поскольку в те годы именно этот транспорт преобладал на улицах Чунцина в качестве такси. Позже «лифановцы» закупили оборудование и начали самостоятельно производить мотоциклы, причем рост производства был крайне стремительным, и спустя пять лет предприятие было переименовано в «Lifan Industry Group».

Подготовка к производству автомобилей началось в 2003 году, когда была зарегистрирована компания Chongqing Lifan Automobile Co. Ltd. Накопив достаточно средств для дальнейших инвестиций, был построен большой производственный комплекс площадью 200.000 м2, в котором располагались линии штамповки, покраски, сварки, сборки и производства силовых установок, а также конструкторский департамент. После этого началось возведение непосредственно завода по производству автомобилей, площадь которого составила 270.000 м2, а также расширены цеха силовых установок и дополнительного оборудования еще на 90.000 м2. В это же время компания начала мелкосерийную сборку автобусов и продолжала экспортировать в страны Европы, Японию и Сингапура свою недорогую мототехнику.

Lifan 520 (Breez)

Первыми легковыми автомобилями Lifan стали модели LF6361 и LF1010. За этими малопонятными индексами скрывались коммерческие авто, основанные на относительно «свежем» для тех времен шасси Daihatsu Atrai. Набив на этих моделях «синяки» и выкупив компанию Anhui Huayang Auto Manufacturing (даже не пытайтесь это произнести), которая тоже производила недорогой коммерческий транспорт, Лифан в конце 2005 года взялся за производство первого «приличного» авто – модели 520, которая в России продавалась под названием Breez. Основой для нее послужил Citroen ZX из начала 90-х, а под капотом у китайской машины оказался 1,3-литровый 16-клапанный атмосферный мотор с неплохой отдачей в 89 лошадиных сил. Несмотря на такой интересный симбиоз и неплохие мощностные характеристики двигателя, 520-тый был не очень-то и экономичен: заявленный расход топлива составлял более 7 литров в смешанном цикле, а в городе мотор потреблял все 10 литров. Виной всему низкая степень сжатия двигателя (9,2), а также относительно высокий вес седана (1135 килограмм в снаряженном состоянии). Впрочем, эта машина была куда безопаснее Chery Amulet и других китайцев тех лет: она успешно «сдала» краш-тест Euro N Cap на «четверку», в результате чего ее сертифицировали на рынках ЕС. Такой показатель был недосягаем для других китайских марок в те годы. Как результат, руководство Lifan принимает решение наладить производство этой модели во Вьетнаме, а также в России, в Черкесске. Именно из России Breez с 2008 года экспортировался в Украину.

Lifan 620 (Solano)

Тем не менее, в 2007 году компания представила еще один седан – мидсайз 620, который на российском рынке известен под названием Solano, а годом спустя на рынок был выведен компактный городской хэтчбек 320 (он же Smily). Кстати Smily, наряду с моделью 520, долгое время являлся одним из самых дешевых автомобилей в Украине и России, однако даже схожесть компактного хэтчбека с MINI Cooper все-равно не позволила ей выйти в топ продаж: в те годы на нашем рынке доминировали автомобили ZAZ, ВАЗ, Chery и Geely. Однако у себя на родине Lifan продал в 2008 году 151.155 автомобилей, правда в 2009 году этот показатель упал в три раза, и вернуться на такой уровень у производителя получилось лишь в 2012 году, а все потому, что в те годы «крылья распрямили» сильные конкуренты в лице Geely, Chery, Great Wall и BYD. И если Geely по итогам 2008-2009 года нарастила продажи более чем на 50%, то BYD этот показатель нарастила более чем на 150%: уже в 2009 году конкурирующая марка продала в Поднебесной 448.458 автомобилей. Great Wall в 2009 году продал 87.706 автомобилей – в 5 раз больше, чем годом ранее, а Chery в 2009 году продала 411.231 единицу своих автомобилей, некоторые из которых стали звездами YouTube благодаря отвратительной жесткости кузова.

Lifan 320 (Smily)

В 2010 году Лифан развернул производство автомобилей на заводе «Дервэйс» в Карачаево-Черкесии, после чего открыл представительство в Украине. В нашей любимой стране поставками и обслуживанием автомобилей данного бренда занималась корпорация «Богдан», однако в начале 2015 года, на фоне обвала экономики, Lifan покинул Украину.

Тем не менее, за границей дела у компании в те годы шли неплохо: в 2010 году началось производство автомобилей китайской марки в Эфиопии, Азербайджане, Ираке и Уругвае, развивались поставки мотоциклов и другой техники в самые разнообразные страны мира. В 2011 году был представлен бюджетный кроссовер X60, «базирующийся» на модели Toyota RAV4. Китайская «копия» хоть и не обладала ураганной динамикой, качественным салоном и мощными тормозами (разгон до 100 километров в час занимал более 14 секунд, и это при 1,8-литровом моторе), зато стоил недорого (15.950 долларов США в Украине, по состоянию на 2012 год).

Lifan X60

В 2012 году марка представила на внутреннем рынке седан 720, у которого под капотом располагается 1,8-литровый атмосферный мотор, работающий с вариатором. В те времена, из-за быстро растущих цен на нефть, конкурирующие китайские бренды стали делать ставку на турбированные, гибридные и электрические двигатели, тогда как Lifan решил довольствоваться классическими атмосферниками, за что и поплатился: несмотря на благоприятную рыночную кунъюнктуру, продажи автомобилей производителя «зависли» на одном месте.

Lifan 720

В 2013 году Лифан представляет большой седан 820, он же Murman, который, к слову, получил современный дизайн, хотя некоторые упрекают марку, что эта модель излишне похожа на Ford Mondeo. Впрочем, у себя на родине седан спросом не пользуется совершенно: в прошлом году дилеры продали 744 единицы данной модели, и это несмотря на симпатичный салон с дорогими кожаными сидениями. Всему виной 1,8-2,4-литровые атмосферные моторы мощностью до 167 лошадиных сил и тяжелая стальная платформа, которые не делают машину сколько-нибудь динамичной.

Lifan 820

В 2014 производитель представил субкомпактный кроссовер X50, который на внутреннем рынке тоже продается крайне неохотно: в прошлом году китайские дилеры распродали чуть более 1.200 экземпляров этой модели, а общий тираж модели в Китае не превышает 50.000 экземпляров.

Lifan X50

В 2015 году марка вывела на рынок минивэн Lotto. Как и X50, он получил 1,2-1,5-литровые двигатели. Спроса на внутреннем рынке на него также нет совершенно: с 2015 по 2019 год было реализовано менее 30.000 экземпляров этой модели.

Lifan Lotto

В этом же году руководство китайской марки наконец-то попало в яблочко, выкатив популярный на местном рынке 7-местный кроссовер Maiwai. Уже в 2016 году модель продалась в количестве 51.843 экземпляров, хотя уже к 2018 году спрос упал до 24.716 экземпляров. Под капотом у «кросса» все по старинке: атмосферники объемом 1,5-1,8 литра, мощность которых не превышает 125 лошадиных сил.

Lifan X7 (Maiwei)

В 2016 Lifan решил представить еще один минивэн под названием XL (Xuanlang), который внешне напоминает Ford S-Max. В 2017 году машина продалась в количестве 27.932 экземпляров, а вот в прошлом году ее продажи рухнули до 15.275 единиц. Также марка представила большой семиместный кроссовер X80, получивший двухлитровый атмосферный мотор. В прошлом году он продался на внутреннем рынке лишь в количестве 1.726 экземпляров.

Lifan XL (Xuanlang)

В 2017 Лифан представил сменщика кроссовера X60 - модель X70, которая все так же довольствуется атмосферными моторами объемом 1,5-2,0 и мощностью 140 л.с. Китайский рынок не оценил упорство руководства марки в этом отношении, и в прошлом году машина продалась в количестве 1.726 экземпляров.

Lifan X70

А где электрокары? Нет, в ассортименте Lifan конечно же были машины с электрическими силовыми установками, однако они не обладали достаточно хорошими характеристиками, чтобы заслужить кошельки покупателей. Выпускаемый ранее электрический хэтчбек 320E имел запас хода в 240 километров, однако его батареи имели ресурс лишь в 1000 циклов зарядки/разрядки, да и его 10-сильный электромотор не способствовал динамичному вождению. Позже была выпущена рестайлинговая модель 330EV, но она получила 13-сильный моторчик. Несерьезно.

Lifan 330EV

Еще худшими характеристиками обладал ситикар C30e. При запасе хода в 145 километров, его в движение приводил 5-сильный мотор, мощности которого хватало лишь для того, чтобы обогнать велосипедиста (да и то, уставшего).

Наконец, осознав бесперспективность своих тихоходных электрокаров и моделей с атмосферными двигателями, Лифан в конце 2017 опубликовал новую стратегию, которая предусматривает выпуск 21 нового электрокара до 2020 года. Первой машиной с вполне нормальным электромотором стал седан 650EV. Он получил 135-сильный высоковольтный мотор и аккумуляторы на 41 кВт*ч, благодаря чему его запас хода достигает 300 километров. Вслед за ним электрические версию получит кроссовер Mywai, флагманский седан 820, а также один из двух минивэнов марки.

Lifan 650EV

Что можно отметить из истории Lifan? Неплохо начав бизнес, марка несколько раз запаздывала с «хотелками» внутреннего рынка: сначала с кроссоверами, позже с турбированными, гибридными и электрическими моделями. Долго время производитель делал ставку на страны Восточной Европы (особенно на российский рынок, где к китайским машинам относятся с опаской), и не уследил над быстрыми переменами внутреннего рынка. Осознав это лишь несколько лет назад, они вывели на рынок несколько новых кроссоверов, и лишь в прошлом году начал активно выводить на рынок электрические модели.

Если у Lifan хватит средств на раскрутку «электричек», то большой внутренний рынок даст возможность компании активно развиваться, хотя конкуренты за это время не только заняли все лакомые сегменты, но и начали активную экспансию на европейский континент.

19 февраля 2019 года. Юрий Жевиляк, специально для InfoCar.ua

Источник: Lifan.InfoCar.ua

Обсуждение статьи

Коментариев пока никто не оставил. Станьте первым!
Вход | Регистрация