Прорыв, застой, неопределенность и прозрение: история китайской марки Lifan
Китайская марка Lifan неплохо знакома украинским автолюбителям, поскольку ее автомобили уже долгое время бороздят отечественные дороги. Однако мало кто знает, какой путь она на своем пути, и почему некоторые ее модели в одно время были популярны у наших таксистов, хотя сейчас автомобили этой марки практически не видать на украинских дорогах.
Известная во многих странах мира компания Lifan (переводится с китайского как «большой парус») была основана в китайском городе Чунцин политическим диссидентом Инь Миншанем в 1992 году, и тогда она носила название Chongqing Hongda Auto Fittings Research Centre. В первые годы ничего не говорило о том, что она разрастется и будет производить сотни тысяч автомобилей в год: фирма состояла из десятка человек, которые занимались ремонтом мопедов и мотоциклов, поскольку в те годы именно этот транспорт преобладал на улицах Чунцина в качестве такси. Позже «лифановцы» закупили оборудование и начали самостоятельно производить мотоциклы, причем рост производства был крайне стремительным, и спустя пять лет предприятие было переименовано в «Lifan Industry Group».
Подготовка к производству автомобилей началось в 2003 году, когда была зарегистрирована компания Chongqing Lifan Automobile Co. Ltd. Накопив достаточно средств для дальнейших инвестиций, был построен большой производственный комплекс площадью 200.000 м2, в котором располагались линии штамповки, покраски, сварки, сборки и производства силовых установок, а также конструкторский департамент. После этого началось возведение непосредственно завода по производству автомобилей, площадь которого составила 270.000 м2, а также расширены цеха силовых установок и дополнительного оборудования еще на 90.000 м2. В это же время компания начала мелкосерийную сборку автобусов и продолжала экспортировать в страны Европы, Японию и Сингапура свою недорогую мототехнику.
Первыми легковыми автомобилями Lifan стали модели LF6361 и LF1010. За этими малопонятными индексами скрывались коммерческие авто, основанные на относительно «свежем» для тех времен шасси Daihatsu Atrai. Набив на этих моделях «синяки» и выкупив компанию Anhui Huayang Auto Manufacturing (даже не пытайтесь это произнести), которая тоже производила недорогой коммерческий транспорт, Лифан в конце 2005 года взялся за производство первого «приличного» авто – модели 520, которая в России продавалась под названием Breez. Основой для нее послужил Citroen ZX из начала 90-х, а под капотом у китайской машины оказался 1,3-литровый 16-клапанный атмосферный мотор с неплохой отдачей в 89 лошадиных сил. Несмотря на такой интересный симбиоз и неплохие мощностные характеристики двигателя, 520-тый был не очень-то и экономичен: заявленный расход топлива составлял более 7 литров в смешанном цикле, а в городе мотор потреблял все 10 литров. Виной всему низкая степень сжатия двигателя (9,2), а также относительно высокий вес седана (1135 килограмм в снаряженном состоянии). Впрочем, эта машина была куда безопаснее Chery Amulet и других китайцев тех лет: она успешно «сдала» краш-тест Euro N Cap на «четверку», в результате чего ее сертифицировали на рынках ЕС. Такой показатель был недосягаем для других китайских марок в те годы. Как результат, руководство Lifan принимает решение наладить производство этой модели во Вьетнаме, а также в России, в Черкесске. Именно из России Breez с 2008 года экспортировался в Украину.
Тем не менее, в 2007 году компания представила еще один седан – мидсайз 620, который на российском рынке известен под названием Solano, а годом спустя на рынок был выведен компактный городской хэтчбек 320 (он же Smily). Кстати Smily, наряду с моделью 520, долгое время являлся одним из самых дешевых автомобилей в Украине и России, однако даже схожесть компактного хэтчбека с MINI Cooper все-равно не позволила ей выйти в топ продаж: в те годы на нашем рынке доминировали автомобили ZAZ, ВАЗ, Chery и Geely. Однако у себя на родине Lifan продал в 2008 году 151.155 автомобилей, правда в 2009 году этот показатель упал в три раза, и вернуться на такой уровень у производителя получилось лишь в 2012 году, а все потому, что в те годы «крылья распрямили» сильные конкуренты в лице Geely, Chery, Great Wall и BYD. И если Geely по итогам 2008-2009 года нарастила продажи более чем на 50%, то BYD этот показатель нарастила более чем на 150%: уже в 2009 году конкурирующая марка продала в Поднебесной 448.458 автомобилей. Great Wall в 2009 году продал 87.706 автомобилей – в 5 раз больше, чем годом ранее, а Chery в 2009 году продала 411.231 единицу своих автомобилей, некоторые из которых стали звездами YouTube благодаря отвратительной жесткости кузова.
В 2010 году Лифан развернул производство автомобилей на заводе «Дервэйс» в Карачаево-Черкесии, после чего открыл представительство в Украине. В нашей любимой стране поставками и обслуживанием автомобилей данного бренда занималась корпорация «Богдан», однако в начале 2015 года, на фоне обвала экономики, Lifan покинул Украину.
Тем не менее, за границей дела у компании в те годы шли неплохо: в 2010 году началось производство автомобилей китайской марки в Эфиопии, Азербайджане, Ираке и Уругвае, развивались поставки мотоциклов и другой техники в самые разнообразные страны мира. В 2011 году был представлен бюджетный кроссовер X60, «базирующийся» на модели Toyota RAV4. Китайская «копия» хоть и не обладала ураганной динамикой, качественным салоном и мощными тормозами (разгон до 100 километров в час занимал более 14 секунд, и это при 1,8-литровом моторе), зато стоил недорого (15.950 долларов США в Украине, по состоянию на 2012 год).
В 2012 году марка представила на внутреннем рынке седан 720, у которого под капотом располагается 1,8-литровый атмосферный мотор, работающий с вариатором. В те времена, из-за быстро растущих цен на нефть, конкурирующие китайские бренды стали делать ставку на турбированные, гибридные и электрические двигатели, тогда как Lifan решил довольствоваться классическими атмосферниками, за что и поплатился: несмотря на благоприятную рыночную кунъюнктуру, продажи автомобилей производителя «зависли» на одном месте.
В 2013 году Лифан представляет большой седан 820, он же Murman, который, к слову, получил современный дизайн, хотя некоторые упрекают марку, что эта модель излишне похожа на Ford Mondeo. Впрочем, у себя на родине седан спросом не пользуется совершенно: в прошлом году дилеры продали 744 единицы данной модели, и это несмотря на симпатичный салон с дорогими кожаными сидениями. Всему виной 1,8-2,4-литровые атмосферные моторы мощностью до 167 лошадиных сил и тяжелая стальная платформа, которые не делают машину сколько-нибудь динамичной.
В 2014 производитель представил субкомпактный кроссовер X50, который на внутреннем рынке тоже продается крайне неохотно: в прошлом году китайские дилеры распродали чуть более 1.200 экземпляров этой модели, а общий тираж модели в Китае не превышает 50.000 экземпляров.
В 2015 году марка вывела на рынок минивэн Lotto. Как и X50, он получил 1,2-1,5-литровые двигатели. Спроса на внутреннем рынке на него также нет совершенно: с 2015 по 2019 год было реализовано менее 30.000 экземпляров этой модели.
В этом же году руководство китайской марки наконец-то попало в яблочко, выкатив популярный на местном рынке 7-местный кроссовер Maiwai. Уже в 2016 году модель продалась в количестве 51.843 экземпляров, хотя уже к 2018 году спрос упал до 24.716 экземпляров. Под капотом у «кросса» все по старинке: атмосферники объемом 1,5-1,8 литра, мощность которых не превышает 125 лошадиных сил.
В 2016 Lifan решил представить еще один минивэн под названием XL (Xuanlang), который внешне напоминает Ford S-Max. В 2017 году машина продалась в количестве 27.932 экземпляров, а вот в прошлом году ее продажи рухнули до 15.275 единиц. Также марка представила большой семиместный кроссовер X80, получивший двухлитровый атмосферный мотор. В прошлом году он продался на внутреннем рынке лишь в количестве 1.726 экземпляров.
В 2017 Лифан представил сменщика кроссовера X60 - модель X70, которая все так же довольствуется атмосферными моторами объемом 1,5-2,0 и мощностью 140 л.с. Китайский рынок не оценил упорство руководства марки в этом отношении, и в прошлом году машина продалась в количестве 1.726 экземпляров.
А где электрокары? Нет, в ассортименте Lifan конечно же были машины с электрическими силовыми установками, однако они не обладали достаточно хорошими характеристиками, чтобы заслужить кошельки покупателей. Выпускаемый ранее электрический хэтчбек 320E имел запас хода в 240 километров, однако его батареи имели ресурс лишь в 1000 циклов зарядки/разрядки, да и его 10-сильный электромотор не способствовал динамичному вождению. Позже была выпущена рестайлинговая модель 330EV, но она получила 13-сильный моторчик. Несерьезно.
Еще худшими характеристиками обладал ситикар C30e. При запасе хода в 145 километров, его в движение приводил 5-сильный мотор, мощности которого хватало лишь для того, чтобы обогнать велосипедиста (да и то, уставшего).
Наконец, осознав бесперспективность своих тихоходных электрокаров и моделей с атмосферными двигателями, Лифан в конце 2017 опубликовал новую стратегию, которая предусматривает выпуск 21 нового электрокара до 2020 года. Первой машиной с вполне нормальным электромотором стал седан 650EV. Он получил 135-сильный высоковольтный мотор и аккумуляторы на 41 кВт*ч, благодаря чему его запас хода достигает 300 километров. Вслед за ним электрические версию получит кроссовер Mywai, флагманский седан 820, а также один из двух минивэнов марки.
Что можно отметить из истории Lifan? Неплохо начав бизнес, марка несколько раз запаздывала с «хотелками» внутреннего рынка: сначала с кроссоверами, позже с турбированными, гибридными и электрическими моделями. Долго время производитель делал ставку на страны Восточной Европы (особенно на российский рынок, где к китайским машинам относятся с опаской), и не уследил над быстрыми переменами внутреннего рынка. Осознав это лишь несколько лет назад, они вывели на рынок несколько новых кроссоверов, и лишь в прошлом году начал активно выводить на рынок электрические модели.
Если у Lifan хватит средств на раскрутку «электричек», то большой внутренний рынок даст возможность компании активно развиваться, хотя конкуренты за это время не только заняли все лакомые сегменты, но и начали активную экспансию на европейский континент.
19 февраля 2019 года. Юрий Жевиляк, специально для InfoCar.ua
Источник: Lifan.InfoCar.ua